Искусствовед — маэстро изящных наук

Искусствовед — маэстро изящных наук

Дипломированный искусствовед знает все об особенностях стиля Леонардо Да Винчи или о зарождении модернизма. Но академические знания сами по себе не обеспечат статуса эксперта: необходимо во время учебы видеть оригиналы произведений своими глазами.

Искусствоведение — довольно молодая наука: появилась она в XVIII веке благодаря Иоганну Винкельману, немецкому антиквару и историку. А в качестве университетской специальности искусствоведение сформировалось на рубеже XIX–XX веков. Сегодня будущих экспертов по шедеврам и раритетам воспитывают в десятках вузов по всему миру. Обучение за рубежом – это отличная возможность не только получить качественное образование, но и лично познакомиться с богатейшими художественными коллекциями.

Тяжело в учении… без практики

Во время учебы приходится запоминать множество названий, имен, терминов, писать эссе на заданную тему. А также тренировать зрительную память: по фрагменту картины определять мастера, стиль, эпоху. Один из важнейших аспектов обучения – посещение выставок, музеев, участие в подготовке тематических экспозиций и каталогов.

Но искусствоведом не стать без практики. Нужно хотя бы раз увидеть своими глазами то, о чем потом будет написана статья или диссертация. Особенно это актуально для тех, кто планирует стать экспертом в узкой области (антиквариат, ювелирные изделия, живопись определенного периода и т.п.). Совместить теорию и практику можно, если поехать в страну, где традиции искусства тесно связаны с изучаемым направлением или есть большая коллекция мирового искусства. Когда-то о такой возможности можно было только мечтать.

Куда глаза глядят?

Большинство людей, выбравших специальность «Искусствоведение», имеют склонность к определенной сфере и направлению в искусстве и четко представляют, что хотят изучать. И все же окончательный выбор страны и вуза, где вы в течение нескольких лет будете изучать искусство, – дело непростое. Во-первых, нужно получить учебную визу. Условием ее выдачи является приглашение из университета или института. Но чтобы получить такое приглашение, придется с помощью теста подтвердить необходимый уровень знания языка, на котором ведется обучение. Во-вторых, надо сдать вступительные экзамены или пройти конкурс. «Искусствоведение» – довольно редкая специальность, и число мест в лучших мировых школах всегда ограниченно. В этом есть резон: эксперт в области искусства – штучный «товар», и не выпускается поточным методом. В-третьих, существуют разные подходы к преподаванию. В одних школах упор сделан на практику изучения, оценки и определения подлинности произведений искусства. На таких программах готовят экспертов, которые работают на аукционах и выставках, в антикварных салонах, на вернисажах.

Другие программы «заточены» под искусствоведческие исследования: на них готовят историков и аналитиков. Поэтому при выборе вуза или факультета нужно тщательно изучить программу и решить, насколько она соответствует вашим целям. Все современные методы преподавания искусствоведения на Западе основаны на синтезе изучения классической теории искусства и современных процессов в сфере художественного рынка, виртуальных и медийных технологий.

По странам и континентам

«За искусством» можно поехать в Европу, в США и даже в Австралию. Ограничения связаны с финансовыми возможностями и уровнем знания языка. Так, если намерены учиться в Великобритании или в США, то вполне достаточно свободно говорить по-английски. Но если ваш выбор пал на Италию или Францию, то кроме английского потребуется итальянский или французский. Конечно, для искусствоведа в идеале лучше знать два, а то и три языка. Каждая страна имеет свою особенность, и у каждого вуза – свои достоинства. Остается только выбрать.

В британском духе

Большинство людей, выбравших специальность «Искусствоведение», имеют склонность к определенной сфере и направлению в искусстве и четко представляют, что хотят изучать. И все же окончательный выбор страны и вуза, где вы в течение нескольких лет будете изучать искусство, – дело непростое. Во-первых, нужно получить учебную визу. Условием ее выдачи является приглашение из университета или института. Но чтобы получить такое приглашение, придется с помощью теста подтвердить необходимый уровень знания языка, на котором ведется обучение.

Во-вторых, надо сдать вступительные экзамены или пройти конкурс. «Искусствоведение» – довольно редкая специальность, и число мест в лучших мировых школах всегда ограниченно. В этом есть резон: эксперт в области искусства – штучный «товар», и не выпускается поточным методом.

В-третьих, существуют разные подходы к преподаванию. В одних школах упор сделан на практику изучения, оценки и определения подлинности произведений искусства. На таких программах готовят экспертов, которые работают на аукционах и выставках, в антикварных салонах, на вернисажах. Другие программы «заточены» под искусствоведческие исследования: на них готовят историков и аналитиков. Поэтому при выборе вуза или факультета нужно тщательно изучить программу и решить, насколько она соответствует вашим целям. Все современные методы преподавания искусствоведения на Западе основаны на синтезе изучения классической теории искусства и современных процессов в сфере художественного рынка, виртуальных и медийных технологий.

Основная идея учебного процесса – стимулировать творческое мышление студентов и создавать условия для развития новых идей в области искусства. В ходе обучения в вузах будущие искусствоведы ведут самостоятельные исследования и принимают участие в актуальных творческих проектах (например, в ежегодном Фестивале искусств) и во всех значимых культурных событиях.

На родине Леонардо, Рафаэля и Микеланджело

Образование в области искусства в Италии можно получить повсеместно. Помимо собственно итальянских вузов и школ, находящихся в ведении Министерства образования или Совета по национальному культурному наследию этой страны, на ее территории расположены филиалы (базы) других европейских вузов (например, Института Винкельмана, Венской академии изящных искусств).

Римский университет, Болонский университет, Академия изящных искусств с филиалами в Риме, Флоренции, Милане и других городах. Искусствоведческий курс в итальянских университетах, академиях и школах искусств продолжается четыре года и делится на две части – теоретическую и практическую. Для поступления нужно сдать экзамены, иногда требуется предоставить портфолио творческих работ. Практика в итальянских музеях и галереях доставляет неописуемое эстетическое удовольствие (чего стоит одна галерея Уффици во Флоренции!). Кстати, в итальянской Академии изящных искусств отсутствуют квоты для иностранцев: законодательство страны, наоборот, поощряет въезд для изучения культуры и искусства.

От Парижа до Вены

Франция, Германия и Австрия тоже всегда входили в число стран–покровительниц искусства. Недаром здесь сосредоточены знаменитые на весь мир музеи с коллекциями шедевров от Древнего Египта до наших дней.

Венская академия изящных искусств, Университет музыки и изобразительного искусства в Зальцбурге относятся к числу наиболее авторитетных вузов среди искусствоведов. А в Берлинском университете им.Гумбольдта – целых четыре факультета искусств.

Во Франции наиболее престижной считается парижская Высшая национальная школа изящных искусств, основанная в 1648 году кардиналом Мазарини. Государственные и частные высшие школы искусств (Ecoles d’Art), находящиеся под патронатом Министерства культуры, есть и в других городах (Ренн, Лион, Анжер).

Срок обучения – от трех до пяти лет, по окончании выдается диплом специалиста по искусству. Всего в объединение EduArt во Франции входит около 50 высших школ искусств. Они предлагают около ста учебных программ в области искусства, искусствоведения и управления культурными проектами.

Открываем Америку

Добираться в Соединенные штаты Америки далеко и дорого. Однако качество образования в американских искусствоведческих школах не уступает европейскому, а некоторые считают, что даже и превосходит.

США стоит выбирать тем, кто намерен стать специалистом по современному искусству. К наиболее ярким арт-школам относятся Нью-Йоркская академия искусств, Школа искусств Йельского университета, Художественный институт Чикаго и Школа дизайна в Род-Айленде. Помимо изучения традиционного искусства много внимания уделяется современным направлениям, в учебные планы искусствоведов включены «классы» по теории и критике актуального искусства.

Отличительная черта американского образования в области искусства – на одном и том же курсе могут вести занятия ортодоксальный профессор-знаток классического искусства и художник-перформансист.

Искусствовед должен быть влюблен в свою профессию. Работа эксперта полна загадок и открытий, она требует любознательности, трудолюбия и глубоких знаний. Обучение за рубежом дает возможность не только своими глазами увидеть мировые шедевры живописи и скульптуры, но и понять, что в наши дни грань между искусствоведением и практическим творчеством стала совсем тонкой.

Сколько стоит

Искусствоведческие программы довольно дорогие. Например, обучение в Школе искусств, архитектуры и дизайна при Университете Брайтона обойдется в 8-9 тыс.фунтов в год, а на факультете искусств в Университете Глазго – около 7 тыс.фунтов, в любой из французских школ искусств – в среднем 5-8 тыс.евро

Точка зрения на профессию

Искусствовед – это продавец раритетов, умеющий любой предмет старины представить как заманчивое для покупателя произведение искусства. Остальное – вопрос тактики. И тут уж все зависит от таланта. Один использует известные методы, другой изобретает свои. Жиль Делез, например, написал интересную книгу о том, как благодаря работе искусствоведов Фрэнсис Бэкон, художник вполне рядовой, приобрел статус живого классика.


Коментарі

0
Залишити коментар
Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів
або Відмінити


Інші статті в категорії Дизайн, творчість